Комментарии к записи «Ты — клей присутствия, липнущий к пустоте…» отключены

«Ты — клей присутствия, липнущий к пустоте…»

ты лежишь на моей ладони, почти зеро.
капля скользкой материи, немой язык,
лодка, танцующая очертания берегов,
дрожь, заменяющая и жест, и крик.

12 мая в малаховской библиотеке у оврага в литературном клубе Стихотворный бегемот свои стихи читала Валерия Исмиева – поэт, прозаик, культуролог, искусствовед, автор поэтических переводов с английского и немецкого языков, кандидат философских наук.

где твоё море, ленточка гребешка,
прянувшая вдогонку слепому азарту в шельф,
ушко, упрятанное внутри рожка
валторны, всасывающей созвучий шлейф?

— Конечно, я нахожусь в становлении, — говорит Валерия Исмиева. – Мне интересно в каждом стихе донести собственно смысл, а форма, понятное дело, она подстраивается под этот смысл. Мировоззрение-то у меня сложилось, но мне кажется, что когда поэт что-то начинает делать, он оказывается на перекрестке стольких измерений… дорог… И честный поиск формы – это то, что, наверное, мне самой себе хотелось бы пожелать. Моя интонация – наверное, она останется. Но я постоянно ищу ракурсы, мне неинтересно писать в одной и той же манере несколько стихотворений подряд. В этом смысле я не успокаиваюсь. Мне интересно развиваться, искать и ставить сложные задачи.

аргонавт хлорофилла! выскользнувший из недр
доисторического отрицаньем любых вершин,
равно и бездн, — как твой творец нещедр —
моноколий! босой сгусток морщин! 

Кому-то из слушателей не понравилось утверждение поэта про сложившееся мировоззрение. Как это? Поэт говорит, что у него сложилось мировоззрение? А разве поиски формы не есть поиски мировоззрения?

— Может быть, я неточно выразилась, — улыбается Валерия Исмиева, — скорее, речь идет о базовых ценностях. А мировоззрение, конечно, трансформируется.

но — почти perpetuum mobile! каждым глотком
растящий свой дом (на колене? на животе?),
жующий окраину — о, сладость dasein!  и в том
ты — клей присутствия, липнущий к пустоте 

— Мне очень нравится читать ваше стихотворение «Улитка», — обращается к поэту одна из слушательниц. —  Сегодня я его послушала – это был какой-то наплыв. Вы мне помогли. Я действительно стала понимать, что поэзия – дорога длинная. И если поэт в поиске, так это же замечательно.

 ненасытней, чем тетис – к берегу (путь твой — сквозной пунктир —
с брешью двадцатого синхронизировал арп),
скромный поэт забвения, архитектор дыр,
отрицанье дионисовых лоз и арф

— По вашим стихам я бы мог, как Сталкер… нет, вернее, не как Сталкер, а как оператор, идти вслед за Сталкером, а Сталкер – это вы, — говорит другой слушатель. — Ваши стихи показывают какие-то лабиринты, причем ваши взгляды и ракурсы настолько необычны, что некоторые вещи я не мог поначалу определить. Я не могу назвать это ни стихами, ни прозой, но я вижу в ваших текстах драматургию.

аполлона, с такой же тубой, гермафродит,
бесконечность рисуешь удвоеньем тел —
о как в этом соитье волют сквозит
кисточка кроноса! малого беспредел!

— Вы свои стихи выдуваете, как стеклодув, — звучит мнение еще одного слушателя. – Получается ряд таких хрустальных бокалов. Они очень красивые – такие офигенные, прозрачные бокалы. Но они не имеют отношения к реальности.

трансформатор трепета в заученный поворот
левой руки! мнемозина врёт на твоём арго,
сдавая плинию карты и ублажая рот
всеми оттенками нежности эскарго…

— У всех нас разное переживание реальности, — улыбается Валерия Исмиева. – Мне кажется, что ничего придуманного и выдуманного в моих стихах нет. Когда я начинала писать, меня чудовищно раздражали бесконечные бытовизмы, очень густо поселившиеся в поэзии. Да еще в сочетании с такими нарочито небрежными ироническими интонациями, когда было принято моделировать в поэзии такого лирического героя, который ни на что не претендует, сидит на кухне, курит… Я не могу сказать, что это плохо, у некоторых авторов это получалось великолепно. Но когда это становится массовым явлением, хочется повеситься. Поэтому я шла от противного. Мне хотелось сказать то, что во мне жило и билось. Это не выдувание, это вынимание из себя своих потрохов. Но кого вы сегодня убедите открытым нарративом, если даже покажете… не знаю… кишки, намотанные на колесо, плетки, крючья, палачи… И людям кажется, что вот он, накал. А это уже не накал, а банальность. А как уйти от банальности и при этом рассказать о жизни и смерти? Какими  словами? Я вообще против открытого нарратива в поэзии. В поэзии важна метафора. Но если метафора воспринимается как аналог красивого, то для меня это провал. Для меня метафора это способ увидеть и почувствовать ту реальность бытия во всей ее остроте – обжигающей, пугающей, мучающей. Если так, то тогда цель достигнута. А если нет, то я нахожусь в становлении.

В статье использовано стихотворение Валерии Исмиевой «Улитка». Необходимые пояснения к некоторым словам:

Моноколийт.е. одноногий.  Большую часть тела улитки составляет единственная «нога», за счёт сокращения мышц которой она передвигается.
Сгусток морщинповерхность  тела улитки испещрена  глубокими морщинами,  которые позволяют скапливаться влаге.
Ханс Арпхудожник нач. XX в.,  примыкал к дадаистам и экспериментировал с абстрактными пятнами и линиями.
Daseinв философии Гегеля  — «наличное бытие», а также «здесь-бытие» — термин Хайдеггера, много писавшего о переживании полноты бытия как осознания человеком Dasein.
Гермафродит… — виноградные улитки сочетают в себе оба пола
Кроносбог времени, пожиратель своих детей и т.д. (греч. античность)
Поворот левой рукиспираль виноградной улитки всегда раскручивается влево; допустимы коннотации с политикой и практиками левой руки
Мнемозинабогиня памяти (греч. антич.)
Плиний старшийдревнегреч. историк, автор «Естественной истории», в его труде также впервые упоминается разведение виноградных улиток для пищи
Арго – (с франц.), то же, что в англ.  сленг;  а также – название корабля, на котором герои отправились за  Золотым руном к берегам Колхиды
Эскаргоназвание блюда из жареных улиток

Фото: Любнарком

Стихи Валерии Исмиевой

Проза Валерии Исмиевой

ДРУГИЕ ПОЭТЫ В КЛУБЕ «СТИХОТВОРНЫЙ БЕГЕМОТ»

Добавлено в: культура, литература и искусство, люди, образование и просвещение, общество Метки: ,

Связанные записи

Закладки и Отметки

© 2209 Любнарком. Все права защищены. .
Локализация темы wordpress.