0

Взять всё и отрегулировать

Ой вы цены, мои цены, цены новые мои… Что с вами? Вчера пакет молока стоил 30 рублей, а сегодня уже 50. А хлеб? Взлетел, взлетел мой хлебушек сильно ввысь. И возвращаться не собирается. И куда смотрит правительство?

Все чаще в последнее время слышны рассуждения экономистов о государственном регулировании цен на продовольственные товары. Объяснение простое: денег у людей нет, люди экономят, людям такое решение должно понравиться. Особенно, когда на носу выборы президента. Но так ли это на самом деле? Чем грозит на самом деле госрегулирование цен? Об этом 30 мая шел разговор в пресс-центре ТАСС.

Сначала социологи представили результаты исследования о потребительском поведении россиян.

— Разговор о потребительском поведении логично начинать с разговора о материальном положении россиян, ведь люди покупают только то, на что им хватает денег, — заявила Юлия БАСКАКОВА, руководитель практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМ. – Наше исследование показало, что материальное положение россиян (по самооценкам самих россиян) на сегодняшний день выглядит достаточно благополучно. 63% опрошенных оценивают свое материальное положение как «среднее», 15% — как «хорошее» и «очень хорошее» и только около 20% считают его «плохим». Так что на сегодняшний день ситуация далеко не самая плохая.

На чем все-таки россияне экономят? Лишь около четверти россиян сказали о том, что они существенно экономят на продовольствии. Для большинства же необходимость экономии возникает ситуативно – в форме избегания нерациональных покупок. К жесткой экономии прибегают только те россияне, кто оценивает свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое». Таких меньшинство.

Где россияне покупают продукты? Самый частый ответ: в сетевых магазинах, — так ответили 65% опрошенных. Реже – в магазинах у дома. Еще реже – на рынке. И еще реже – на ярмарках и рынках выходного дня. В сетевых магазинах покупают продукты как малообеспеченные люди, так и люди, которые могут себе позволить ни в чем не отказывать. То есть, материальное положение мало связано с тем, где люди предпочитают покупать продукты. При этом большинство россиян считают, что в сетевых магазинах цены ниже, чем в несетевых. Для людей, которые экономят на продуктах питания, главными факторами являются цена и ассортимент. А для людей, которые не экономят, главное – это качество.

Вполне логично, что в период кризиса, стагнации или медленного роста экономики (какой из этих периодов мы сейчас переживаем, сказать определенно никто не может), появятся инициаторы административного ограничения цен на базовые продукты. И государство может использовать эту идею для достижения своих популистских и политических эффектов. Дискуссия на эту тему продолжается. С одной стороны покупатели говорят о фантастических прибылях, которые получают торговые сети, дескать, пора бы этот рост начать сдерживать. С другой стороны люди с недоверием относятся к административному вмешательству в сферу потребления, ожидая от такого вмешательства лишь подвоха. И доля сторонников жесткого госрегулирования цен не так уж велика – всего 14%. Треть опрошенных выступают за сочетание рыночных и административных мер. А 50% населения просто не поддерживает никакие формы государственного вмешательства в ценообразование. В исследовании ВЦИОМ видна довольно сложная картина отношения россиян к государственному регулированию цен.

Подробно ознакомиться с результатами исследования можно здесь

Алексей Фирсов

Председатель экспертного центра «Платформа» Алексей ФИРСОВ считает, что сегодня для потребителя ключевым приоритетом становится не цена, а качество продуктов питания:

— Даже среди малообеспеченных слоев населения мы встречаем такие высказывания: «Пускай лучше у меня будет 300 граммов качественной колбасы, чем 500 граммов некачественной за ту же цену». Растущий интерес потребителя к информации о покупаемом товаре говорит о том, что люди больше интересуются не ценой, а качеством. И если говорить о регулировании цен, то надо помнить, что население боится ухудшения качества из-за этого регулирования. Позиция госчиновников в продовольственной сфере имеет патриотический уклон: государство должно поддерживать отечественного производителя. Но исследования показывают, что не все продукты российского производства на текущий момент удовлетворяют людей своим качеством. То есть, россияне не готовы мириться со снижением качества продуктов ради снижения цен.

Александр Борисов

Председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр БОРИСОВ уверен, что россияне полюбили торговые сети:

— Что сейчас происходит в стране? Мы пытаемся удовлетворить базовые потребности людей, которые до сих пор толком не удовлетворены. Мы отстаем по среднему уровню потребления молочных продуктов, мясных продуктов, овощей и фруктов от развитых стран. Казалось бы, нас  можно упрекнуть в том, что мы стремимся создать обывателя потребляющего, но если следовать Пирамиде Маслоу, то за удовлетворением базовых потребностей следует духовное стремление к росту, и именно это стремление позволит нам создать гражданское общество, об отсутствии которого мы сегодня плачем. По данным Росстата в России доля сетевой торговли в продовольственном сегменте сегодня составляет 50% от всего торгового оборота страны. А в ведущих странах мира эта доля составляет от 65 до 95%. И нет ничего удивительного в том, что наш народ, особенно малообеспеченная часть, голосуют руками и ногами за сетевую торговлю. Но ряд политиков, склонных к госрегулированию, держит наготове дубину изменений.

Сергей Кузнецов (с микрофоном)

Директор Союза независимых сетей России Сергей КУЗНЕЦОВ считает, что регулирование цен плохо скажется на состоянии мелких сетей и маленьких магазинов:

— Когда люди говорят о сетях, то все думают, что речь идет о крупнейших компаниях. Но сети существуют и в регионах. По разным оценкам количество сетей в России на сегодняшний день составляет от 500 до 1000. И если вводится то или иное ограничение, предназначенное для крупнейших игроков, то оно будет действовать для всех. Что произойдет с мелкими и средними компаниями, работающими на региональных рынках? Регулирование цен приведет к улучшению конкурентоспособности крупных сетей по отношению к мелким. И мы считаем, что вместо ограничений надо вводить систему поддержки средних и мелких региональных игроков, которые являются основным каналом продаж для местного производителя. А регулирование цен приведет к сокращению игроков на рынке торговли.

Виктор Плескачевский

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ подверг критике рыночные отношения в России:

— В большей части то, что у нас сегодня происходит в отношении государства, рынка и торговли – это полный беспорядок, если говорить мягко. Это отсутствие любой научности, логики, измеримости и всего прочего. И когда мы касаемся вопросов госрегулирования цен, то надо хотя бы понять, что это такое. На мой взгляд, при госрегулировании цен произойдет не сокращение количества магазинов, а резкое снижение качества товаров. Я считаю, что государство не должно вот так грубо вмешиваться в рыночные отношения. Представители государства в этой сфере должны точнее ставить задачу и по крайней мере слушать людей на предмет оценки того, к чему приведут эти действия. Что делать? Это уже другой вопрос, но обычно то, что предлагает государство, не выдерживает никакой критики. Есть торговая страна под названием Америка. Так вот там крутые федеральные банки даже сунуться не могут в маленькие города, где есть свои маленькие банчишки. А чем берет маленький банк против огромного? Индивидуальным подходом к людям. Местному населению даже в голову не придет перейти из маленького местного в большой федеральный банк. У всех в этой жизни есть место – и у маленьких магазинов, и у больших. Если естественная торговая среда нарушается сетями, то это неконкурентное поведение.

Корреспондент газеты «Подмосковная кооперация» задал вопрос вице-президенту Российского союза промышленников и предпринимателей:

— В Подмосковье есть сеть магазинов Московского регионального Союза потребительской кооперации. Магазины потребительской кооперации пользуются большой популярностью у жителей Московской области. Но сети наступают. Сможет ли потребительская кооперация договориться и поделить с крупными федеральными сетями рынок небольших подмосковных городов и поселков?

— У потребительской кооперации Подмосковья точно есть свой сегмент на рынке, — ответил  Виктор Плескачевский. — И с этим сегментом даже большевики ничего не смогли сделать. Конечно, большевистские времена иногда возвращаются, но у потребкооперации точно есть место в общеторговом сегменте. Ведь кооперация – это ассоциация неких артелей производителей и мелких магазинов. И подмосковные кооператоры принципиально выдерживают некий стандарт поведения, потому что пока они вместе, у них есть взаимная ответственность. Это очень интересный механизм, особенно в системе подмосковных городов и сел. И своя ниша у сети потребительской кооперации Подмосковья будет обязательно. Что же касается наступления торговых сетей, то мелкие и средние игроки рынка всегда будут жаловаться на крупных. Наша с вами задача – создать условия, при которых у каждого игрока было бы свое место. В биоценозе, на полянке, где кто-то травинка, кто-то жучок, все живут в гармонии между собой, это справедливая гармония, потому что у каждого есть свое место. Но в условиях рынка каждый игрок заинтересован в прибыли. Сети хотят завоевать весь рынок. И потребкооперация, извините, тоже имеет интерес завоевать рынок. Но никто не позволит им это сделать. Сети и потребительская кооперация конкурировать будут всегда. Роль государства в этом случае сводится к тому, чтобы понять, что такое баланс и соблюсти тонкий механизм экономического регулирования. А у нас государство слишком просто понимает, что такое регулирование торговли.

Любнарком, 30 мая

Добавлено в: бизнес, люди, общество, политика, потребкооперация, сельхоз, сми, торговля, экономика Метки: , ,

Связанные записи

Закладки и Отметки

Оставить ответ

Submit Comment
© 2017 Любнарком. Все права защищены. .
Локализация темы wordpress.