4

Меморандум Хотиненко

20_hotinenko_0

20 января, в день своего 65-летия, режиссер Владимир Хотиненко встретился с журналистами и  рассказал о «Меморандуме Парвуса» – будущем фильме, над которым сейчас идет работа, и который будет посвящен 100-летию октябрьской революции.

— Тема очень важная и самая сложная из всех тем, за которые я брался, — говорит Владимир Хотиненко. — Короче говоря, это история поезда, который привез Владимира Ленина на Финляндский вокзал. Вернее, не просто история, а еще и предыстория. Хотя нас в школе учили, что никакого поезда не было.

20_hotinenko_1Одним из героев будущего фильма будет Александр Парвус – личность совершенно новая для российского сознания. Парвус это псевдоним, настоящее его имя – Израиль Лазаревич Гельфанд, теоретик марксизма по кличке «Доктор».

— Это невероятный персонаж, редкостный авантюрист, чем-то похожий на Березовского, хотя внешне они выглядят по-разному, — смеется Хотиненко. — Человек с блестящим образованием, говорящий на пяти или шести языках, реальный профессор. Его труды изучал Ленин в Шушенском. В 1903 году в Берлине Парвус поставил пьесу Горького «На дне». Успешнейшее предприятие – только в Берлине было сыграно 500 спектаклей, аншлаги. Гонорары должны были пойти  Горькому и на революцию, но Парвус никому не отдал ни копейки, а все деньги прогулял с Розой Люксембург. Может, это и слухи, но Парвус дружил с Розой. Он вообще был окружен женщинами и до самой смерти пил шампанское. Когда началась первая мировая война, он пришел к немцам с тем самым меморандумом, в котором был описан способ разрушения Российской империи. И получил на это дело миллион. Это факт. Механизм разрушения России и терминология самого меморандума совершенно современные, и если не знать, что это документ 1915 года, то можно подумать, что 2015-го. Это и оружие, и пропаганда, и издательства, и работа в регионах.

20_hotinenko_2У Александра Исаевича Солженицына тоже есть упоминания о Парвусе. В романе «Красное колесо» он описал встречу Парвуса с Лениным в Цюрихе. История эта выдумана, но Парвус там изображен весьма достоверно. Владимир Хотиненко считает, что описание Солженицына поможет для создания образа Парвуса:

— Солженицын пишет, что у Парвуса был характерный жест – он загребал воздух руками. И мы сейчас ищем: а как это может выглядеть? Чтобы это было не нарочито, а естественно. А все эти ленинские штучки, эти «батенька», «архиважно», с ними что делать? Без них, конечно, не обойтись, но как за стереотипом не потерять человека? Каким был Ленин до революции – про это же ничего не известно. Это абсолютно закрытая консервная банка. Да, и Каюров, и Ульянов сыграли Ленина блестяще, но это советские памятники, там человека нет вообще.

20_hotinenko_3Итак, Парвус и Ленин. Владимир Ильич – персонаж, конечно не новый, но изрядно забытый. На вопрос, кто же все-таки сыграет Ленина, Хотиненко ответил, что это будет очень хороший актер:

— Можно, я не скажу, кто именно? Мы народ суеверный, и чтобы не сглазить, я лучше промолчу. Очень непросто выскочить из памятника и сделать живого Ленина. А просто – это если делать из  Ленина пародию. Или заявлять: Ленин мерзавец, подлец, говнюк. Но дело в том, что тогда кино будет не про Ленина. А реальный Ленин – это тяжело. Он же не бегал и не стрелял, как Сталин в юности, когда был бандитом. Ленин тихо сидел в библиотеке и читал книжки.

20_hotinenko_4Владимир Хотиненко убежден, что события 1917 года носят мистический характер:

— Большинство историков приходят сегодня вот к какой мысли: если бы не было того поезда, то история России сложилась бы совершенно иначе. Например, февральская революция переросла бы во что-то более существенное. Для меня в той революции самое интересное то, что ее прозевал Ленин. За неделю до тех событий он выступал в Цюрихе перед молодежью и говорил, что старикам не дожить до мировой революции. И я ко всем этим процессам отношусь не исторически, а мистически. Я ведь снял уже большую картину про те времена – «Гибель империи», я уже исследовал эти процессы. Но сегодня меня это интересует, как продолжение «Бесов» Достоевского.

20_hotinenko_5Кстати, о «Бесах». В свое время Владимир Хотиненко клялся и божился, что никогда не будет экранизировать классику. И вдруг в 2014 году выходит сериал «Бесы», режиссер Хотиненко.

— Я абсолютно убежден, что экранизировать классику не нужно. Но случилось предложение по «Бесам». И я снял «Бесов», но мои убеждения не поменялись. Я не буду комментировать всю эту историю, скажу только, что я счастлив, потому что мне удалось экранизировать Достоевского. Вообще, тема Достоевского оказалась для меня весьма рискованной – я столкнулся с убежденными достоевсковедами, и мне даже довелось с ними попикироваться из-за трактовки.

20_hotinenko_6Любимым своим фильмом Хотиненко назвал «Зеркало для героя».

— Мне совершенно не обидно, что мой лучший фильм я снял давно, еще в 1987 году.  После него я снял еще 22 фильма. Я люблю «Зеркало для героя» по одной причине: именно на этой картине я ощутил то, что довольно редко ощущается сегодня – это когда получается передать те чувства, которые ты сам переживаешь. Эта картина посвящена моим родителям, там герои ходят в костюмах с фотографий моих родителей. «Зеркало для героя» – это мой подарок тому поколению. История, как запускался этот фильм, тоже необычная. Я, неизвестный режиссер, пробился к руководству Госкино и рассказал про повесть Станислава Рыбаса, которую хотел экранизировать. Рассказывал минут пятнадцать, изображал героев, падал на ковер, устроил спектакль. И вдруг руководство сказало мне волшебные слова: мы вас запускаем. Я опупел совершенно. Это было чудо какое-то. И прямо из Госкино я помчался к Надежде Кожушанной, сценаристу. А она про повесть Рыбаса даже не слышала, ей тоже пришлось все рассказывать. И Надя взялась за сценарий, кстати, это она придумала зацикленный день, который потом повторил Гарольд Рэмис в «Дне сурка». Я почему говорю «повторил»? Потому что придумать такое два раза нельзя, я в этом убежден. Есть вещи, которые два раза не придумываются. И именно Надя Кожушанная придумала этот зацикленный день.

20_hotinenko_7А лучшим актером Хотиненко считает Джека Николсона.

— Мне все равно – американский артист или не американский. Мы недавно с Володей Машковым сидим, вспоминаем актеров, и речь зашла о Марлоне Брандо, какой он фантастический артист. И Машков спрашивает: «А кого бы ты назвал безусловно лучшим артистом?» И я ни секунды не думая отвечаю: «Джека Николсона». И Володя говорит: «Точно! И я так считаю». А лучшими фильмами Николсона я бы назвал «Профессия: репортер», «Почтальон всегда звонит дважды» и «Сияние». Это фильмы, которые на меня произвели большое впечатление. Там есть что-то такое, что находится за пределами актерского мастерства.

Любнарком, 20 января

Добавлено в: история, кино, культура, литература и искусство, образование и просвещение, общество, политика, праздники, сми, театр Метки: , , ,

Связанные записи

Закладки и Отметки

4 комментария к "Меморандум Хотиненко"

  1. Sustain the amazing job !! Lovin’ it!

    • «А реальный Ленин – это тяжело. Он же не бегал и не стрелял, как Сталин в юности, когда был бандитом. Ленин тихо сидел в библиотеке и читал книжки».

      А также вел «мирные» переписки, призывы и приказы.

  2. Анатолий:

    Если Владимир Хотиненко считает, что описание Солженицына поможет для создания образа Парвуса, то понятно что это будет за произведение. Одна ложь будет нанизана на другу.. Я так это понимаю.

  3. Hi there, I enjoy reading all of your article. I like to write a
    little comment to support you.

Оставить ответ

Submit Comment
© 2017 Любнарком. Все права защищены. .
Локализация темы wordpress.