Музейное дело

Малаховский музей истории и культуры открыл очередной сезон

Директор малаховского музея Татьяна Гордеева

Директор малаховского музея Татьяна Гордеева

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРА ИСТОРИИ

— Вы понимаете, где мы находимся? И что такое юго-восток? Это постоянная угроза Московскому княжеству с Волги и от Крымских татар. Именно поэтому, начиная с Ивана Калиты, эти земли раздавались только «своим» – сыновьям и очень близким людям…

Мы беседуем с Татьяной ГОРДЕЕВОЙ – директором МКУК «Музей истории и культуры городского поселения Малаховка», говоря проще, знаменитого малаховского музея. Мы сидим за большим деревянным столом. Это не просто стол, а стол с террасы писателя Телешова, друга самого Бунина. Должен заметь, что даже просто так сидеть за таким столом волнительно. А уж говорить о минувшем…

КУДА ИДЕТ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

— Татьяна Александровна, я не ошибусь, если скажу, что музеи, как и театры, открывают сезоны осенью? Или как школы – начинают новый учебный год.

Малаховский музей. Главный вход

Малаховский музей. Главный вход

— Можно и так сказать. Вообще, бюджетом мы связаны с концом календарного года, но по существу мы работаем с сентября по июнь. Да, музейный сезон начинается вместе с учебным годом. Если говорить о школе, то вот уже два года мы обслуживаем школьников по заявкам преподавателей, мы предлагаем школам несколько образовательных программ, например, «Малаховка глазами художников» или «Музейная коллекция – трамплин к знаниям». Когда часть детей – участников программ – сформируется для приема дальнейших знаний, мы откроем новую образовательную программу, связанную с музееведением и искусствоведением.

— Но музей, насколько я понимаю, не только общеобразовательное учреждение, но и культурное. Вот, допустим, приехал в Малаховку культурный человек на электричке, приехал первый раз в жизни, чтобы посетить малаховский музей, потому что он много о нем слышал. Приходит он на Шоссейную, 40 и…

Метаморфозы ХХ века

Метаморфозы ХХ века

— Прежде всего он позвонит, ему откроют дверь. Пожалуйста – пусть проходит, раздевается, получает буклет, смотрит. Пройтись по залу, посмотреть экспонаты – у нас это бесплатно. Но если посетитель захочет получить серьезную экскурсию, то придется заплатить. Билет стоит 40 рублей, льготный – 20. Заинтересовала посетителя, предположим, экспозиция «Театр», он начинает задавать вопросы. Мы, конечно, на все вопросы ответим, но предложим ему прямо сейчас организовать экскурсию.

— А хронометраж экскурсии?

— Приблизительно час.

— И как выглядит платная часовая экскурсия?

— Сначала мы даем «вводный текст» – историческую справку о Малаховке, когда она возникла, кто здесь были землевладельцы и как появился театр. И обходим по залу всё, что связано с Малаховским театром – кто его строил, кто в нем играл, афиши, репертуар, фотографии. Если у посетителя возникнет желание, мы покажем ему 30-минутный фильм соответствующей тематики.

ЛЮДИ И ТЕМЫ

— Знаменитый Малаховский театр, как я понимаю, это лишь одна из тем вашего музея. Таких тем несколько. Давайте поговорим об экспозиционной тематике. О чем расскажут посетителю ваши экспозиции?

Дирижерская палочка Глиэра

Дирижерская палочка Глиэра

— Есть некая предыстория – что здесь было раньше, кто здесь жил, почему такое название и так далее. Это наша первая тема, она так и называется – ПРЕДЫСТОРИЯ МАЛАХОВКИ. Я не буду сейчас рассказывать о каждой теме подробно, потому что не умещусь в рамки беседы для газетной публикации.

Вторая тема – ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Наличие железной дороги предопределило здесь начало строительства. У нас есть экспозиция этой темы, есть железнодорожное купе начала 20 века, там вместо окна стоит экран, на котором мы железнодорожную тематику иллюстрируем.

Третья тема – КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ. Вдумайтесь: вокруг Малаховки стоят деревни, которые гораздо старше самой Малаховки, 15-й, 16-й век. А деревня Пехорка образовалась во времена Петра Первого. Когда здесь появился дачный поселок, то крестьяне из соседних деревень приносили сюда еду, помогали строить. А после революции сюда хлынуло множество крестьян из Рязанской и Тамбовской губерний, потому что дачные дома освобождались и делились под коммуналки.

— Взять все и поделить… Гастарбайтеры социалистической революции?

Автограф Шаляпина

Автограф Шаляпина

— Да, сюда ехали русские крестьяне из глубинки, они везли с собой утварь, предметы быта. Еще одна наша тема называется МЕТАМОРФОЗЫ ХХ ВЕКА. Сейчас готовится экспозиция, в которой мы воспроизведем обстановку малаховского жилого дома до революции. Покажем, как жили богатые дачники. Многие известные москвичи приезжали сюда на лето, некоторые лечились от туберкулеза – здесь хороший климат, леса, речка, озеро. И оставались на зиму. Но дело не в этом. Многие из них с приходом большевиков вынуждены были уплотниться или оставить свои дома насовсем. Некоторые такие брошенные дачи стали детдомами – в Малаховке ведь было 14 детских домов, не считая еврейской колонии.

Раньше у нас была тема «Защитники Отечества», теперь это будет экспозиция, посвященная ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОМУ ПЕРИОДУ. Это как бы продолжение метаморфоз ХХ века, но сюда еще добавится Великая Отечественная война.

Тема ТЕАТР И МУЗЫКА – это очень большая тема с обширной экспозицией. Это огромное количество имен актеров и музыкантов, которые жили здесь, а прославились на всю Россию. В экспозиции, к примеру, демонстрируется афиши Фаины Георгиевны Раневской и Федора Ивановича Шаляпина, дирижерская палочка Рейнгольда Морицевича Глиэра. Но эта тема не так проста, как кажется, она подспудно несет информацию и о владельцах северной стороны Малаховки – братьях Соколовых. После революции братья оказались в Белой гвардии, а потом в эмиграции.

— Так же непросто, наверное, и с литературной экспозицией?

— Тема ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ, а про эту тему в двух словах тоже не скажешь, представлена экспозицией «Писательская комната в доме Телешовых» (Николай Дмитриевич Телешов – организатор литературно-художественного кружка в Малаховке, привлекавшего внимание известных художников, писателей и артистов). Жена Телешова Елена Корзинкина была известной художницей, ученицей Поленова, а брат был фабрикантом и входил в состав Попечительского совета Третьяковской галереи. И в доме Телешовых была так называемая «бунинская комната», предназначенная только для писателя Ивана Бунина.

ДАЕШЬ МКУК!

— А где же современная Малаховка?

— Вы знаете, отразить современность в музейной экспозиции довольно сложно. Это лучше делать при помощи каких-то выставок.

Афиша Раневской

Афиша Раневской

— Посещают ли ваш музей экскурсии из Москвы?

— А как же? Конечно. Мы вот уже восемь лет участвуем в международном фестивале «Интермузей» в ЦДХ. Наш музей там хорошо знают. Нами постоянно интересуются частные экскурсионные фирмы, к нам любят приезжать экскурсии, организованные обществом «Инвалиды Москвы».

— Скажите мне напоследок такую вещь: на вывеске перед входом в музей написано «муниципальное казенное учреждение культуры», сокращенно МКУК. Как это понимать? Ну, «муниципальное» – это понятно, «учреждение культуры» тоже вопросов не вызывает, а вот «казенное»… Хотя, звучит вполне по-музейному.

— Да, вы правы, наш музей – это МКУК. Вы знаете, чем дальше, тем наши аббревиатуры все больше напоминают мне революционную эпоху, когда в новых названиях никто ничего не понимает. Не знаю, кто это дело начал, но в структуре музейных учреждений произошла реформа. Все музеи перешли на новую форму деятельности, скажем так. Если раньше музеи были государственные, областные и муниципальные, то теперь они стали автономными, бюджетными или казенными.

— Автономные – это самоокупаемость, бюджетные – это деньги из бюджета плюс субсидии и возможность зарабатывать самим, а вот казенные…

— Казенные – это значит полностью на бюджете учредителя. Наш учредитель – администрация Малаховки.

Сергей Васильев, фото автора

16 октября 2013 г.

 

© 2754 Любнарком. Все права защищены. .
Локализация темы wordpress.